Можно с уверенностью сказать, что Таро, несмотря на причудливый экстерьер и тёмноватое прошлое представляют собой один из таких предметов, что «и не снились нашим мудрецам». Вокруг этого несомненного феномена издавна клубился некий мистический туман, творились легенды. Это извинительно, так как не стоит забывать о том, что именно через мистику люди пришли к науке, но у дверей уже стоит эра Водолея, предполагающая торжество правдивого, чистого знания, которое открывает тайны, а не создаёт их. И принимая это во внимание, Таро стоит рассматривать не с точки зрения оккультизма, а как уникальный в своём роде продукт коллективного творчества, а также как универсальную символическую систему, способную служить для изучения закономерностей общественного и индивидуального психического развития.
Мои многолетние исследования Таро, как этнографического феномена, показали, что эти карты своеобразно отражают этапы развития человеческой психики, моделируя как общественную эволюцию, так и индивидуальный рост личности. Интересно, что в психологии есть понятие, эквивалентное Таро: это так называемое коллективное бессознательное, которое было впервые введено известным немецким психологом К.Г.Юнгом, и отражало совокупность социального и культурного опыта всего человечества за время его существования. Оно выделялось в особый класс психических явлений, передающихся по наследству через мозговые структуры. Содержимое коллективного бессознательного составляют архетипы — всеобщие оптимальные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным значением. Как же сформировалось коллективное бессознательное? В процессе совершенствования людского рода, под неумолимой рукой естественного отбора в общественном сознании происходила селекция наиболее выгодных для вида форм поведения, они закреплялись в виде обычаев, табу, религиозных обрядов.
Передаваясь из поколения в поколение, видоизменяясь при миграции и межплеменных смешениях, эта информация плотно встроилась в людскую психику, отразилась в генетическом аппарате. Даже под покровом более поздних информационных наслоений она оставалась, актуальна и стала играть роль своеобразной универсальной психической канвы, на основе которой строится душевный мир каждого из нас. Остается только добавить, что раскладывая карты, мы, сами того не замечая, вновь и вновь в подсознании переживаем всю историю человечества — от первобытных времен до наших дней до наших дней. Картинки Таро воскрешают в нас образы, которые, несмотря на свою древность, из тьмы бессознательного властвуют судьбой.
Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери. Архетипы матриархата формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту пору роль женщины была особенно велика в хозяйстве. Сохранилось множество так называемых Венер палеолита — фигурок женщин — матерей и прародительниц, которые отличались утрированно яркими половыми признаками. Женщина была хранительницей огня — немаловажного для выживания племени, добытчицей пищи во время отсутствия мужчин, хранительницей традиций. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых «сокровищ» окружающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности. В Таро материнские архетипы отражены в шести картах: Звезда, Сила, Смерть, Правосудие, Императрица, Папесса.
Звезда, Сила и Смерть показывают архаическую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребёнок, считающий, что миром правит мать, первобытный человек в этот период своего развития ещё не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с женщиной, так как была необъяснима и тесно связана с рождением. Многие думают, что древнейшие женские архетипы мутны и хаотичны, но это не так, ведь нет большего порядка, чем чистая физиология и нет более сильного закона, чем необходимость. Именно идея необходимости, которой пронизаны матриархальные фигуры, стоит по ту сторону добра и зла, ведь она не хороша и не плоха, она необходима — в этом её величие. А якобы безудержная сексуальность, хаос, иррациональность женственности — не более чем выдумки мужчин.
Императрица, Правосудие и Папесса моделируют расцвет матриархального мировосприятия. Богиня плодородия постепенно превращается в Великую Богиню — Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни людей.
В индивидуальном психическом становлении человека архетипы матриархата имеют наибольшую силу в возрасте от рождения до года, когда у ребёнка закладывается его будущий сексуальный потенциал и репродуктивные возможности. В 25-30 лет — Великая Мать возвращается, чтобы дать возможность для наивысшей, наилучшей реализации того, что зало жилось на первом году жизни, и в 82-85 лет — даёт спокойную смерть, если человек выполнил свой долг перед ней.
Следующая группа архетипов, связанных с патриархальным обществом, начала формироваться позже, в эпоху неолита. Совершенствуется хозяйство, возникает металлургия, люди, гонимые борьбой за жизнь, осваивают новые земли, ведут войны. Мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приоритеты и в сознании людей: Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. Героем мифов и легенд становится Демиург — творец, учитель, мастер. Это он учит людей наукам и ремеслам, земледелию и скотоводству. В Таро этому образу соответствует карта Маг, и, может быть, не случайно в старину французское название этой фигуры (Le Bateleur) означало мастера, выделывающего тонкую золотую фольгу. Это одна сторона архетипа — созидательная.
Разрушительная его сторона моделируется картой Дурак, картой противоречивой и неоднозначно толкуемой. Шут, готовый осмеять что угодно, не боящийся говорить правду королям, определяет наше критическое отношение к себе и миру. Он также подразумевает беспечность, тунеядство, охоту к перемене мест. Маг и Дурак противоположны друг другу: один — труженик, кующий свою судьбу сам, другой — бродяга, посмеивающийся над тружеником. Они ведут вечный спор в психике каждого из нас. Особенно они активны в возрасте 7-9 лет. В этом возрасте заканчивается формирование образа Я, закладывается творческий потенциал, профессиональный успех, отношение к труду. Второй раз — в 30-40 лет, когда уже видно, кто победил, Маг или Дурак.
В общественной жизни равноправие первобытного коллектива постепенно уступает место власти лидеров. Начинается борьба за влияние, ненависть рабов к господам, побежденных к победителям. Даже божества делятся на два лагеря — для богатых и для бедных. Эти процессы находят отражение и в подсознании людей: в архетипе Герой, который в Таро представлен двумя картами — Император и Повешенный. Герой особенно ярок в 13-15 и 40-45 лет, периоды переходные, тяжёлые, в это время человек должен активно бороться за себя, свое место под солнцем, иначе быть ему «на щите» а не «со щитом» в жизни.
Последний архетип патриархата — Мудрый Старец. Он воплощается в двух картах Таро — Великий Иерофант и Отшельник. Эта двойственность связана с двумя основными направлениями, по которым идёт духовное совершенствование: через индивидуальный путь познания Божества и путем коллективным, через религиозные массовые течения, сообщества. Мудрый Старец «отвечает» за формирование мировоззрения, морали. В личном развитии он начинает действовать в 18-20 лет, помогая установить шкалу моральных ценностей, выработать высшее общественное сознание, способность к самоанализу. Возвращается этот архетип к 60 годам, и тем, кто не терял времени смолоду, дарит уважение и авторитет у детей и внуков.
Это основные прообразы коллективного бессознательного, кодируемые символами Таро. Есть и вспомогательные, которые так или иначе перекликаются с описанными выше. Это земледельческие архетипы — Луна, Солнце, Умеренность, предупреждающие знаки — Колесница, Возлюбленный, Башня. Образ посвящения в некие таинства, навеянный религиозными идеями бессмертия души, искупления смертью Бога людских грехов, отражен в карте Суд, борьба добра и зла — в картах Мир и Дьявол. Итак, оказывается Таро — не только атрибут гадалок, но и предмет для серьёзных исследований, а самое интересное — ещё впереди.