Очень интересно понаблюдать за тем, как на картах Таро проявляется язык тела. Если вы – человек, визуально ориентированный, то эти детали могут стать важной частью ваших толкований.
Персонажи карт колоды Райдер-Уэйт-Смит кажутся в этом отношении довольно невыразительными и деревянными по сравнению с другими колодами, так что там иногда приходится выискивать элементы языка поз и жестов. Язык тела в разных колодах может значительно отличаться, так что постарайтесь не слишком привыкать к значениям тех или иных поз и интерпретировать их непосредственно и в зависимости от художественных особенностей конкретной колоды. Это поможет вам увидеть, каким образом карты взаимодействуют друг с другом в каждой из рассматриваемых ситуаций.
Стоит также обращать внимание на то, куда смотрят изображённые на картах люди. Если вы положите рядом Императора и Императрицу, то увидите, что Императрица сидит, повернувшись в сторону Императора, а Император смотрит на Императрицу, хотя и изображён анфас. Это говорит о том, что на земном плане эти двое работают рука об руку, и что один не может править миром без другого. В противоположность им Маг и Верховная Жрица, которые представляют небесные архетипы мужского и женского начал, глядят прямо вперёд и, казалось бы, совсем не замечают друг друга.
Большинство фигур на Старших арканах смотрят прямо на зрителя, но всё же взгляды некоторых обращены вниз – как, например, у Силы, Отшельника и Звезды. Это карты, энергия которых пассивна и медитативна, и направлена преимущественно внутрь. На карте Любовники мужчина обычно смотрит на женщину, а женщина – вверх, на небо.
Очень интересна поза Повешенного, ноги которого образуют перевёрнутую цифру 4. Это значит, что он отказывается от деятельности, обозначаемой Четвёрками (от жёсткого, негибкого мышления), а также от активного, агрессивного и ориентированного вовне поведения Императора (который в большинстве колод сидит скрестив ноги на точно такой же манер).
Стоит также отметить открытую позу Шута и его повернутое вверх лицо, говорящие о том, что он поддерживает связь с вселенскими энергиями, и очень похожую позу маленького ребёнка на карте Солнце, который вновь достиг целостности после долгого и трудного пути. Сравните это со склоненной спиной человека на Десятке Жезлов или Семёрке Пентаклей и посмотрите, на что направлено их внимание.
Пажи, как правило, смотрят на символы своей масти, словно бы изучая их или пытаясь понять, что за ними кроется.
Рыцари чаще всего держат в руках знаки масти, но смотрят вдаль в направлении своей цели.
Короли и Королевы Жезлов и Мечей смотрят за пределы поля карты, словно бы окидывая взором своё королевство, а Королевы более пассивных Мастей внимательно разглядывают свои Кубки и Пентакли.
В любом раскладе, состоящем более чем из одной карты, полезно обращать внимание на то, что происходит между картами – кто на кого смотрит и почему. Например, ели у вас есть Семёрка Мечей в колоде Таро Робин Вуд (на ней изображён вор, перелезающий через стену со своими мечами) и Королева Мечей или Король Жезлов, которые смотрят прямо на него, то это можно интерпретировать так, что кто-то занимается бесчестными делами, но его вот-вот поймают и выведут на чистую воду представители властей. Если же Король или Королева смотрят в другую сторону, то вору, скорее всего, удастся ускользнуть с добычей.
Есть и другие интересные формы языка тела. Если взять всех четырёх Рыцарей, то их можно будет разложить по порядку в зависимости от того, насколько быстро скачут их лошади – Рыцарь Мечей несётся в карьер, Рыцарь Жезлов скачет лёгким галопом, Рыцарь Кубков идёт рысью или шагом, а Рыцарь Жезлов вообще стоит на месте.
Это ясно показывает, какая масть обладает наибольшей энергией, и даёт дополнительную информацию для прогностических раскладов.
Так или иначе всегда очень полезно поставить себя на место человека, изображенного на карте, и попытаться понять, о чём вам может сообщить язык тела. Имейте в виду, что иногда между одинаковыми картами разных колод наблюдается по этому вопросу большая разница. Следуйте за этими нюансами и всегда внимательно изучайте выпавшие в раскладе карты на предмет визуальных образов.